Как сообщил на днях Комитет ветеринарии, с начала лета в Москву были завезены партии дикорастущих ягод, где в результате лабораторных исследований обнаружили радионуклид цезий-137, количество которого превышает предельно допустимые нормы. Из доставленных сорока трех проб черники целых тридцать восемь оказалось непригодно к употреблению и соответственно к реализации. И это не единственный прецедент текущего года. От его начала и до настоящего момента в продажу стараниями ветеринарной службы, к счастью, не поступило около полутонны черники и клюквы. Сходные проблемы имели место прошлым летом, когда на столичных рынках было изъято около девятисот килограмм опасного продукта. Среди скомпрометировавших себя районов тогда были названы Владимирская и Брянская области, а также республика Беларусь.
Речь идет о том самом цезии, который, по утверждению специалистов, представляет наибольшую из радионуклидов угрозу для жизни и здоровья человека. О том самом цезии-137, который, в частности, попал в воздух вследствие печально известной аварии на японской АЭС, после чего местным жителям было рекомендовано не покидать дома, носить марлевые повязки и каски. Этот радионуклид принято считать одним из основных компонентов, благодаря которым биосфера становится радиоактивной.
Цезий-137 обладает свойством накапливаться растениями изначально, затем опосредованно попадая в тела людей, он имеет тенденцию быстро всасываться в кишечнике, а также «поселяться» в мышцах, печение, почках и легких, легко разносясь кровью по всему организму. Среди самых незатейливых последствий контакта с этим радионуклидом в чрезмерных количествах отмечают повышение артериального давления. Однако он может вызвать и саркому, появление злокачественных образований. В этих, то есть наиболее неблагоприятных случаях могут наблюдаться симптомы, схожие с острой лучевой болезнью, правда, при этом, разумеется, доза должна быть весьма существенной. Сложность заключается еще и в том, что зараженные ягоды с точки зрения внешних характеристик невозможно отличить от нормальных. И как раз из всех дикорастущих ягод черника вкупе с голубикой и брусникой обладают наибольшей восприимчивостью к радионуклидам, в частности, к цезию-137.
Как, однако, сообщила нашему изданию начальник отдела ветеринарно-санитарного Комитета ветеринарии города Москвы Елена Александровна Авдеева, о полном запрете на ввоз в столицу опасных ягод речь не идет. Мероприятия по профилактике и предотвращению распространения радиоактивного лакомства успешно проводятся. Так, поступившие за последние две недели три партии ягод были, по свидетельству Авдеевой, тщательно исследованы в лабораторных условиях, позволивших точно выявить соответствующие нарушения. Однако, как отмечает начальник отдела столичного Комитета ветеринарии, информацию о происхождении ягод ни подтвердить, ни опровергнуть не может никто.
Вопрос о географических источниках радиоактивного товара остается таким образом открытым. Приходится доверять словам того или иного владельца, утверждающего, к примеру, что черника собрана в Тверской области, то есть именно этот регион голословно попадает в категорию местностей, представляющих подобную угрозу. Кроме того, среди отмеченных областей-поставщиков радиоактивно небезопасных ягод снова называются Владимирская и Вологодская области, а также Белоруссия. Однако и эта информация носит неподтвержденный характер. Так что спасение рук утопающих, как это часто бывает, в их собственных руках. Приобретать лесной деликатес стоит лишь в специально отведенных местах, где на него могут представить соответствующую документацию, а торговля носит исключительно санкционированный характер. Если же покупатель начинает сомневаться в качестве ягод, то он вправе запросить у продавца лабораторное заключение, которое, по заверениям Комитета ветеринарии, выдают на каждую партию товара, тем самым подтверждая его безопасность.
Несколько менее оптимистичных по сравнению с представителем Комитета ветеринарии взглядов придерживается руководитель антиядерной программы «Гринпис» Владимир Чупров. Принимаемые государством меры, по его мнению, являются нужными, но недостаточными. Более миллиона человек, проживающих на зараженных территориях вроде Брянской или Орловской областей, естественно, стремятся поправить свое материальное положение путем сбора дикоросов. И отлавливание их по одному представляется мерой хоть и необходимой, но не слишком эффективной. Решение проблемы представителю «Гринписа» видится в закрытии этих территорий, переселении людей и улучшении их экономического положения. Это, так сказать, задача-максимум. В куда более скромных масштабах имеет, по мнению Чупрова, по меньшей мере смысл пройти обследование, кстати, в Брянской области бесплатное, а в Москве стоящее пять тысяч рублей, и покинуть территорию, где отмечено заражение цезием-137, который с течением времени все же выводится из организма. Кстати сказать, во избежание паники представитель «Гринписа» информирует, что однократный прием таких ягод не представляет угрозы. В группу риска попадают люди, употребляющие такой продукт в течение года. Так что опасность, хотя и, безусловно, есть, но не так велика, если умерить свои аппетиты.