Помнится, президент России Дмитрий Медведев заявил, что 2010 год будет объявлен Годом учителя. «Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года Годом учителя», – сказал Медведев, выступая еще с прошлым Посланием Федеральному собранию. Он заявил, что государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но пока государство снижает зарплату учителям, придумав хитроумную систему оплаты труда учителя (НСОТ), главным критерием которой стало число учащихся в классе. Также государство считает, что к сильному, хорошему, т.е. творчески работающему учителю будут идти учиться дети, а от слабого учителя уйдут. Но только объективно определить сильный учитель или слабый не так-то просто. Так невольно (а может, с умыслом) посеяли рознь в коллективах школ. Не зря в старину говорили, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Получается, что сельские учителя малокомплектных школ поставлены в неравные условия с городскими учителями, где наполняемость классов гораздо выше. Т.е. сельские учителя заранее обречены на более низкую зарплату по сравнению с учителями крупных школ. А разве учитель, у которого в классе 5–7 учеников, меньше тратит времени и сил для подготовки и проведения уроков, чем учитель, у которого в классе 18–20 учеников? Да, в большом классе работать несколько труднее, но это не значит, что его зар плата должна быть выше в 3–4 раза, чем у учителя малокомплектной школы при одной и той же учебной нагрузке. Ведь готовить и объяснять уроки, писать планы к ним нужно с такой же затратой сил как для 5 учеников, так и для 20 учеников. О каком возрождении села может идти речь, если молодые учителя в небольших сельских школах, начинающие свою работу, получают не более 4–4,5 тысячи рублей? Кто при таких условиях поедет жить и работать в село? Пресловутая «оптимизация» школ ведет к удушению и уничтожению малокомплектных школ. Их число в России становится все меньше и меньше, хотя их закрывают вроде под благовидными предлогами, например такими: малая наполняемость классов, невысокое качество образования, несоответствие современным требованиям и т.п. Только такие предлоги вызывают большие сомнения. При Советской власти каждая школа централизованно снабжалась новым учебным оборудованием и учебными принадлежностями, причем это делалось каждый год. А сейчас каким образом школы снабжаются оборудованием? Приведу конкретный пример. Я проработал в Конопляновской ООШ 28 лет, и что же я видел за эти годы? С 1981 по 1991 год я каждый год ездил на колхозном транспорте за учебным оборудованием и привозил его в достаточном количестве. После 1991 и до 2009 года в физкабинет поступило только несколько печатных пособий и небольшое количество методической литературы. А вот для крупных школ находились спонсоры, которые помогли оснастить их современным оборудованием. То есть малые и большие школы ставились в заведомо неравные условия, а потом говорим, что малокомплектные школы не соответствуют современным требованиям. А ведь из малокомплектных школ вышло немало достойных и прославленных людей. Например, в нашей Конопляновской ООШ учились такие люди, как контр-адмирал флота В.Г.Ясеновенко, работающий ныне в Генеральной академии ВС РФ, военный летчик 1-го класса В.Н.Коломыцев, проживающий в Москве, А.П.Татаренко, полковник ВС РФ, Г.П.Коломыцев, прокурор, работающий в Воронежской области, да и просто много прекрасных людей самых разных профессий. И вот в 2009 году в районе закрыли несколько школ, в том числе и Конопляновскую ООШ. Казалось бы, что здесь такого, мол, идет естественный процесс «оптимизации» школ. Но такие села, оставшиеся без школы, обречены на постепенное вымирание и нравственную деградацию. Прошло более двух месяцев после закрытия школы, а на душе до сих пор тяжелый осадок ненужности нас, учителей. Десятки учителей в районе выброшены из школьной жизни. И все это происходит в Год учителя, который в народе называют не Год учительства, а год мучительства. Недавно я встретил коллег из других школ, пока работающих, и они мне заявили, что завидуют мне, что я уже не работаю в школе, ибо там настали трудные времена. Они пояснили, что теперь каждый учитель должен составить рабочую программу по своему предмету по каждому классу. Объем такой программы составляет не один десяток страниц, да еще к ней нужно приложить тексты всех контрольных, тестовых и самостоятельных заданий вперед на год да плюс еще тематическое планирование в новой форме. И вот теперь в Год учителя они во время отпуска сидят за компьютером вместо отдыха и готовят эти рабочие программы к новому учебному году. Зачем учитель должен выполнять работу чиновников? Точнее так: а зачем тогда нужно министерство образования? Ведь в советские времена эти программы создавало министерство просвещения и рассылало в каждую школу. В предметных журналах печаталось тематическое планирование по каждому предмету, да еще в нескольких вариантах, и учитель был освобожден от рутинной и бумажной работы. А сейчас в разы увеличилась бумаготворческая деятельность учителя. Наверное, в этом суть современной «оптимизации» и «модернизации» школ, как понимают чиновники, спихнувшие работу на учителя. Прошел год после закрытия моей школы, а школа уже полуразрушена, ее продали на слом. Когда видишь такую картину, то она кажется дурным сном, и душе мучительно видеть такое святотатство – в 2012 году Конопляновская школа должна была отметить свое славное столетие. Двадцать восемь лет провел я в стенах этой школы, и она стала для меня вторым родным домом. Свои горестные чувства я выразил в нескольких четверостишиях. В.В. ШЕЛАЕВ, бывший учитель математики и физики бывшей Конопляновской основной школы Валуйского района Белгородской области. Прощайте, школы из глубинки! Рыдает дождь, его слезинки Омоют все дома окрест, Прощайте, школы из глубинки, На вас поставлен властью крест. Заплачут окна в школе горько, Угаснет свет надежды в них. Звенел звонок, казалось только, И вот теперь навечно стих. Придет тихонько в запустенье Большой и светлый школьный дом, И следом горькое забвенье Повиснет тенью над селом. И сердцу кажется в печали, Что будто самый лучший друг Ушел в неведомые дали, Покинул вас внезапно, вдруг... Травой покроются тропинки С приходом трепетной весны, Прощайте, школы из глубинки, Вы этой власти не нужны... [21/08/2010]
|