Моряки недовольны новой формой, разработанной группой модельеров во главе с Валентином Юдашкиным. По их словам, в ней слишком много внимания уделено внешнему виду и слишком мало - комфорту и функциональности, пишет "Новая газета".
Модельеры заменили рабочие робы из грубого материала и брюки-клеш, которые традиционно носили матросы, на светло-голубые костюмы из куртки прямого покроя, зауженных брюк или, в качестве альтернативы, шорт и "пилотки с козырьком" (бейсболки).
"То, что сделал Юдашкин, было сделано, видимо, с точки зрения общей красоты. Что-то такое узкое, облегающее, обтягивающее. Но толку от этого никакого. Одежда должна быть функциональной", - утверждает капитан второго ранга, подводник и писатель Александр Покровский.
Он пояснил, что брюки широкого кроя, во-первых, создают прослойку из воды между телом и одеждой, если человек попадает в воду, а следовательно, помогают избежать переохлаждения. Во-вторых, если одежда будет мешать в воде, то широкие брюки легко скинуть, тогда как узкие нужно стягивать, сняв обувь.
"Нет. Полностью штаны снять в воде не удалось. Начать снимать можно. Но целиком стянуть никак. Особенно сложно - в районе щиколоток, даже с абсолютно голыми ногами их тут не стащить. А если на ногах еще будут ботинки... Сначала надо снять ботинки... Короче, проще утонуть", - отметил Покровский.
"Или вот другая ситуация. На подводной лодке пожар, как ни странно, страшнее воды. В первую очередь корабли горят. И только потом тонут. Тот факт, что горящую одежду легко сорвать, - может спасти человеку жизнь. А дело человека уже попытаться спасти корабль", - добавил подводник.
Он также прокомментировал звучавшие в СМИ жалобы на некачественное сукно: "Если нитки гнилые, то это к Меншикову. Когда он впервые поставил сукно на флот, Петр I заметил во время осмотра, что сукно гнилое. Это к воровству".
"Конечно, опасности это подвергнуть матроса не может - но обветшает такая форма очень быстро. У нас ведь все рассчитано на определенное количество времени использования. Если что-то разорвалось, а по срокам еще не должно быть списано, то просто так ничего не дадут - придется носить отрепье. Ну, а если поставка была гнилая - значит, такая армия", - говорит подводник. Раньше, по его словам, матросы одевались в рабочие робы, которые было практически невозможно порвать.
"Воспринимается как пугало"
В целом, Покровский отметил, что моряки крайне консервативны во всем, что касается внешнего вида: "Новое в одежде воспринимается как "пугало". К такому привыкаешь с трудом. Но если форма функциональна - конечно, ее принимают". В качестве примера он привел замену кожаной подошвы на резиновую, так как кожаная скользила.
"В штыки воспринимается все, что связано с внешними признаками - какие-то наклейки, нашивки. Все ненавидят их пришивать. В основном же возмущаются из-за удобства. Если в новой одежде нельзя бегать, прыгать и работать, то смысла в ней нет. Главное, чтобы форма была функциональная, а будет это Юдашкин или еще кто-то - без разницы", - заключил Покровский.
Ранее скандал из-за новой формы разразился минувшей зимой среди солдат-срочников. Тогда в Сибири были отмечены массовые простуды солдат расквартированных там армейских частей. Одним из возможных объяснений происходящего стало использование новой военной формы, разработанной модельером Валентином Юдашкиным, которая, как подозревали некоторые, неспособна защитить солдат от морозов. Но впоследствии Министерство обороны заявило, что "форма от Юдашкина" не имеет отношения к вспышкам простудных заболеваний.
Кроме того, на днях стало известно, что сотрудники Росрыболовства наравне с военными получат собственную форму и знаки отличия "от Юдашкина". По одним данным, Росрыболовство разрабатывало эскизы нового обмундирования для своих сотрудников совместно с модельером, по другим - самостоятельно и только планирует обратиться к нему за советом. Известно также, что на разработку одежды ничего не потратили, зато "переодевание" обойдется бюджету, по данным СМИ, не менее чем в 113 млн рублей без учета специальных костюмов.